ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ ПАНИЦКИЙ

(14.01.1906 - 12.04.1990)

Паницкий Иван Яковлевич, родился 14 января 1906 в г. Балаково Саратовской области. Исполнитель, педагог, композитор. Еще при жизни – человек-легенда. Победитель многих конкурсов, первый среди баянистов удостоен звания Заслуженного артиста республики при всенародной славе. Его творческий путь отмечен многими тысячами концертов - в Москве, Ленинграде, в больших и малых городах и селах, в самых отдаленных уголках страны, на радио и телевидении. 
        Имя Ивана Яковлевича Паницкого — выдающегося исполнителя на баяне, солиста Саратовской филармонии — известно каждому музыканту, всем любителям русских народных музыкальных инструментов.

И. Я. Паницкий является талантливым музыкантом-исполнителем, активным пропагандистом замечательного русского народного музыкального инструмента — баяна.

Паницкий в пятилетнем возрастеСвоим высоким исполнительским мастерством И. Я. Паницкий раскрыл изумительные возможности баяна, его прекрасные тембровые качества, силу эмоционального воздействия на слушателей. Творческая деятельность И. Я. Паницкого во многом способствовала тому, что баян стал общепризнанным и любимым сольным концертным инструментом, успешно соревнующимся со многими другими концертными инструментами.

И. Я. Паницкий является создателем замечательного художественного репертуара для баяна. Его переложения и обработки народных песен, произведений советских композиторов, русских и зарубежных классиков представляют большую ценность для любителей и профессионалов-баянистов.

В двухнедельном возрасте по небрежности медработника больницы ребенок потерял зрение. Музыкальное дарование у Ивана Яковлевича стало проявляться с раннего детства. Игру на различных видах гармоник и на баяне он освоил самостоятельно. В 5-летнем возрасте выступил с сольным концертом как гармонист в г. Балакове. Концерт имел большой успех у общественности города Балакова. Вскоре состоялись еще два платных концерта, которые прошли с таким же успехом, как и первый.

В 1921 году отец Ивана Яковлевича в поисках работы выехал со всей семьей в Саратов. Иван Яковлевич обратился с просьбой направить его на работу. В 1925—1926 учился в музыкальном училище в Саратове.
        В 1926 году в Саратове был организован конкурс гармонистов, привлекший внимание всей общественности города. На конкурс съехались талантливые гармонисты и баянисты не только Саратова и Саратовской области, но и других областей и городов.

Своей игрой Паницкий покорил всех членов жюри и занял первое место на конкурсе. Ему были вручены золотой жетон и удостоверение лауреата первой степени.

Во время конкурса Иван Яковлевич познакомился со многими баянистами, слышал их игру. Он решил сам научиться играть на баяне и очень скоро овладел этим инструментом.

В 1929 году в Саратове организовался театр малых форм, куда И. Я. Паницкого пригласили в качестве баяниста. За два года работы в театре Иван Яковлевич в совершенстве изучил баян и подготовился к сольным выступлениям.

Концерт в МосквеС 1932 по 1944 год, наряду с исполнительской деятельностью в театре, в радиокомитете и в различных концертных бригадах, Паницкий работал преподавателем музыкального училища. С этого периода начинается его наиболее яркая творческая музыкальная деятельность. Им созданы оригинальные полифонические обработки для баяна различных музыкальных произведений. Среди этих обработок наибольшим успехом пользуются «Жаворонок» Глинки, вальс «Радость любви» Крейслера, «Полонез» Огинского, вальс «В лесу прифронтовом» Блантера, русские народные песни «Полосынька», «Во саду ли, в огороде», «Ноченька», «Ой да ты, калинушка», «Ах вы, дружки», «Уж как по мосту-мосточку», «Тройка почтовая», оригинальная собственная фантазия «Проводы новобранцев», различные старинные вальсы и многие другие произведения. В репертуарном списке И. Я. Паницкого значится более ста различных народных песен в его обработке, а также произведения русских, западных классиков и советских композиторов.

За 35 лет исполнительской деятельности И. Я. Паницкий дал в разных городах и селах Советского Союза более трех тысяч концертов. Все его выступления проходили с неизменным успехом и вызывали восторженный отзыв у слушателей.

Высокое исполнительское мастерство И. Я. Паницкого подтверждает еще один интересный факт из его биографии. 20 января 1952 года в концертном зале Саратовской филармонии состоялось необычное выступление Ивана Яковлевича, исполнившего концерт в трех частях для баяна с симфоническим оркестром. Паницкий вновь раскрыл перед слушателями концертный баян как инструмент, обладающий исключительными виртуозными, техническими и художественными возможностями. Он извлек из своего баяна звуки, неожиданные по блеску и глубине, по силе, нежности и богатству красок. Баян превосходно сочетался с большим симфоническим оркестром. Его задушевные звуки слились воедино с общим многокрасочным звучанием оркестра.

Когда говорят о Паницком, то в первую очередь отмечают своеобразие, уникальность дарования. Каждый звук наполнен художественным смыслом, волнующей трепетностью, которая сродни вибрации певческого голоса. Характерное влияние на звуковую палитру музыканта оказало овладение игрой на самых разных инструментах - гармонике, фортепиано, скрипке. 
Этим обогатился музыкальный арсенал Паницкого-баяниста, что позволило ему выявить новые образные сферы в баянной музыке.

 «Секрет» Паницкого в том, что он - Личность, яркая, самобытная, многогранная, и только затем - композитор, исполнитель, виртуоз. «Музыкальное искусство, - подчеркивал Иван Яковлевич, - средство для движения души, а не пальцев».

Природа щедро наградила его редким даром импровизатора. Исполняемая музыка рождается как бы сейчас же, на сцене - настолько свежи и непосредственны выражаемые мысли и чувства. Собственно, многие сочинения, обработки, транскрипции часто возникали как блестящие импровизации в гастрольных дорогах, во время концертных выступлений.

 Лишенный зрения, он видел больше многих людей зрячих, проникая в самую суть характеров, человеческих душ. Эти скрытые для других связи возникали и ощущались им с поразительной ясностью, и в то же время несли в себе нечто неразгаданное, таинственное. Он воспринимал мир всем своим существом, каким-то не всегда объяснимым, даже для себя, образом, «шестым чувством». 

Музыкант вписал яркую страницу в историю становления и развития баянного искусства. На высоких образцах его исполнительского мастерства учились и учатся целые поколения баянистов. Сочинения Паницкого  украшают программы известных исполнителей, аранжируются для различных инструментов, ансамблей, оркестров. Кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории проводились межвузовские конкурсы, фестивали, посвященные творчеству нашего выдающегося земляка. 

...Минуло уже много лет, как ушел из жизни Иван Яковлевич. Но время не властно над его творческим наследием. Напротив, все более осознается величие этого уникального дарования.